ВОПРОС. Мой ребёнок неусидчивый и постоянно отвлекается. Учителя в первом классе на него очень жаловались. Можно ли ему помочь стать более внимательным и собранным?
ОТВЕТ. В этом случае очень важно оказать помощь своевременно.
Чтобы развеять сомнения нужно обратиться за консультацией к детскому неврологу. Провести обследование ребёнка. Следовать рекомендациям.
Возможно, это индивидуальная особенность ребёнка, учитывая её, скорее всего нужны будут индивидуальные занятия с последующим интегрированием (включением) в группу.
ВОПРОС. Моя дочь не ходит в детский сад, общается в основном со взрослыми и старшими детьми. Переживаю найдет ли она общий язык с одноклассниками. Найдет ли друзей в классе. С чего начать подготовку к школе?
ОТВЕТ. Психологи и педагоги считают одним из критериев готовности ребёнка к школе умение следовать правилам игры, способность к волевому поведению (согласовывать свои желания с тем, что происходит вокруг). Совместные занятия со сверстниками в группе помогут научиться этому.
ВОПРОС. Ребёнок сидит в телефоне. Не знаю, чем его отвлечь. Живые игры ему не интересны. Чем ему помочь?
ОТВЕТ. Что заставляет ребёнка убегать в эту реальность и не быть здесь?
Как правило,этопроисходит в состоянии общей тревожности и несостоятельности, если вы подумаете про себя , то поймете, что и взрослые зависают в гаджетах тогда, когда начинают испытывать неловкость, усталость, нервозность.
Границы для ребёнка очень важны и выстраивать их нужно в сотрудничестве, отсутствие их повышают тревогу у детей. Возможно завышенные ожидания, связанные с успешностью ребёнка...
Нужно помочь освоить другие методы, параллельно снизить тревогу и говорить об этой тревоге, создать условия для того, чтобы не…
У ребёнка должны быть компетенции: он играет, принимает решение учиться, находить выход из ситуации сам — это всё его компетентность (умения). Опыт нельзя заместить.
Общаясь, играя дети приобретают этот опыт, чувствуя, что обладают важными и ценными знаниями сами по себе.
ВОПРОС. Расскажите, как будет проходитьадаптация застенчивого ребёнка в группе? Сколько детей планируется?
ОТВЕТ. В группу набираемне больше 6 детей.
Понимая, что застенчивость часто является особенностью ребёнка, работа будет вестисьделикатно, тактично и терпеливо. И по согласованию с родителями.
ВОПРОС. Сын часто очень упрямый. Почти не прислушивается к мнению других и не признает авторитет других взрослых. Боюсь, что он станет изгоем. Как можно помочь сыну?
ОТВЕТ. До 7 лет у детей преобладает исследовательское проведение (родители знают это хорошо), после включается критичность: «А правильно ли они говорят? Согласен ли я с ними? Знают ли они о чём говорят?».
Часто родителями это воспринимается как бунт на корабле, их собственный ребёнок становится им не понятен. Нужно перестраиваться. Искать другие способы взаимодействия. Это требует усилий. Если в этот момент родители находятся не в ресурсном состоянии: нет времени, сил, то они как правило начинают сердиться...
Ребёнок к 7 годам готов оторваться от семьи, он готов к связям с внешним миром. Происходит рывок в развитии. Семья же очень важна для него в этот период, как тыл и поддержка.
ВОПРОС. Ребёнок обижается, когда его критикуют. Что сделать, чтобы он спокойнее принимал мнение других?
ОТВЕТ. Нужно помнить о том, что все без исключения имеют право на ошибку. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Важно иметь возможность исправить ошибку без порицания, получив при этом поддержку и одобрение.
Ведь что такое критика? Как правило, это указание на ошибки. Впоследствии взрослея, ребёнок научается отстаивать своё мнение, принимая во внимание разность существующих мнений.
ВОПРОС. У меня очень нежная, чувствительная дочь. И ей сложно общаться с незнакомыми людьми. Но при этом у неё много увлечений. Переживаю, что она станетзамкнутой в будущем. Что делать?
ОТВЕТ. В этом случае важно определить какими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает ваша дочь. Застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать свои знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться. В этом и есть различие.
При работе с застенчивым ребёнком мы стараемся сформировать у него навыки коммуникации (общения), а если ребёнок замкнут, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование желание общаться. Исходя из этого, на наших занятиях, подбираются упражнения на коррекцию застенчивости и замкнутости.
ВОПРОС. Ребенок не понимает, что своими поступками обижает друзей. Подозреваю, что он вообще об этом не задумывается. Как научить ребёнка обращать внимание на чувства других людей?
ОТВЕТ. Может быть много причин связанных, как лично с ребёнком, как и в отношениями в семье. В каждой конкретной ситуации нужно смотреть.
Очень часто дети копируют поведение взрослых, не понимая какие эмоции при этом могут испытывать окружающие. Важно в эти моменты озвучивать, объяснять.
На занятиях в группе мы тренируем умения распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью развивающих игр, мимической гимнастики, рисования эмоций, ведём беседы о способах повышения настроения.
ВОПРОС. Ребёнок не любит проигрывать и на проигрыш реагирует очень бурно. Другие дети пугаются его реакций. Можно это как-то сгладить?
ОТВЕТ. Здесь вопрос в самооценке ребёнка.
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так и складывается наша самооценка.
Часто родители забывают, что процесс этот начинается в самом раннем возрасте, не задумываясь о том, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь, мнение ребёнка о самом себе.
ВОПРОС. В компании с другими детьми дочка хочет быть только лидером. Переживаю, что будет в школе. Как донести до нее, что не всегда нужно быть первой?
ОТВЕТ. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок совпадало с его реальными возможностями.
Существуют тесты для определения самооценки, которые наглядно показывают реальное положение дел. Такие тесты мы применяем в группе на занятиях. Анализируем и проводим работу.
Важно поощрять в ребёнке инициативу, не забывая отмечать и других.
ВОПРОС. Хочу двоих детей отдать в группу: один ребёнок — нормотипичный, второму ребенку диагностирована умственная отсталость в легкой форме с перспективой выйти к 11-12 годам на задержку психического развития.
Можно ли такого ребёнка отдать в группу? Или особые дети не принимаются?
ОТВЕТ. Сейчас мы не готовы объединять в одной группе нормотипичных детей и ребенка с умственной отсталостью. Такой ребенок притянет максимум внимания педагога на себя. Остальные будут обделены. Детям с особенностями нужна более индивидуальная работа.
Во избежание подобной ситуации решили, что пока не станем совмещать детей таким образом. В будущем можно набрать группу нормотипичных детей и детей с особенностями развития.
Все же учитывая, что у вашего ребёнка легкая степень умственной отсталости, то я бы лично посмотрела на него и пообщалась. Возможно, что мы возьмем ребёнка в группу.