Статьи

Запрос клиента — так просто и так сложно

Олеся Катаева
Уже вроде бы все давно знают, что для того, чтобы эффективно работать с клиентом, необходимо двигаться от его запроса. А не просто «за все хорошее и против всего плохого».
Но что это вообще значит — рабочий (реалистичный, понятный, значимый) запрос? Кто и в какой момент его формулирует?
Начнем с того, что клиент вообще не обязан знать, что это такое или быть готовым сходу сформулировать. Но наша профессиональная задача — задавать рамку, структуру сессии, а не просто плыть в потоке хаотичных вопросов.
В каком бы подходе вы не практиковали, вы как специалист всегда должны понимать (или хотя бы пытаться), что сейчас происходит на сессии и как это помогает клиенту.
Встречаются и очень осознанные клиенты, с опытом терапии и иногда сразу формулируют свои желания, мысли и ожидания от результата терапии. Но чаще всего люди начинают с того, что описывают что-то, что им не нравится, проблемы, боли, переживания. И это важная точка отсчета.
Выслушать клиента, быстро, бережно и четко собрать информацию о контексте его жизни – все это задачи первого этапа терапии.
Но очень важная часть работы (что ценного, по сути, делает профессиональный психолог) – не застрять на этапе описания боли, а перейти к шагу – и что же я могу/хочу со всем этим сделать? В имеющихся обстоятельствах и ограничениях?
Это не самая простая, но одна из самых важных частей работы и установления истинного рабочего альянса между вами.
На супервизиях в разборе кейсов мы исследуем эту часть.
  • Удалость ли в процессе терапии с клиентом перейти к запросу?
  • На сколько реалистичен этот запрос?
  • Есть ли у клиента сопротивление к формулировке запроса? Что с этим делать?
Приходите в группу и приносите свои кейсы, будем разбираться и с этой частью.
Больше материалов для специалистов в нашем телеграмм-канале для специалистовhttps://t.me/psyvozd.